Что такое японское АНИМЕ?
1. История
Несмотря на то, что про аниме говорят в основном в контексте современной японской культуры, иллюстрируя на его примере проникновение западной культуры в Японию, это совершенно не соответствует истине.
Феномену аниме способствовало уникальное эстетическое мировосприятие, характерное для жителей Страны Восходящего Солнца.
Еще с древнейших времен в Японии, параллельно с заимствованной письменностью из соседнего Китая, была распространена форма передачи информации в картинках.
Это подтверждается рядом археологических находок, в том числе в курганах-кофунах.
Самым ранним образцом сохранившихся до наших времен таких источников являются «Веселые картинки из жизни животных» ('Choujuugiga'), которые были созданы в XII веке буддийским священником и художником Какую. Это произведение по праву считается прямым предшественником современной манги.
Истории в картинках не теряли актуальности вплоть до двадцатого века. В 1814 году знаменитый график Хокусай Кацусика придумал термин «манга» (буквально — «странные картинки»), которым он назвал ряд своих работ, повествующих о повседневной жизни японцев.
Позже термин «манга» стал употребляться по отношению ко всем произведениям, которые сочетали в себе текст и рисунок.
Учитывая такую глубокую историю «манги», неудивительно, что с появлением анимации она стала использоваться в Японии, прежде всего, для оживления «манги».
2. Терминология
Первые аниме начали появляться в Японии еще в 1920 годах. Первоначально этот вид искусства носил название «манга-эйга» («кино-комиксы»).
Развитию аниме способствовала политика милитаристического правительства Японии во время Второй Мировой Войны. Именно аниме и манга были избраны главными орудиями антиамериканской пропаганды.
Термин «anime» появился в 70-х годах. Он происходит от сокращенного английского слова animation. В русской транскрипции традиционно принято написание этого термина как «аниме», однако существует и другой не менее распространенный вариант: «анимэ».
3. Развитие
Несмотря на то, что большинство ключевых элементов аниме было сформировано еще на раннем этапе его развития, японская анимация пережила несколько значительных изменений, прежде чем сформировалась в отдельную форму искусства, популярную во всем мире.
После поражения во Второй Мировой Войне, Японию захлестнула волна западной культуры. Значительное влияние на анимацию оказало творчество американских аниматоров (в частности студии Disney). Однако типичный для западной мультипликации стиль исполнения и сюжеты не прижились в Японии, и уже начиная с 1969 года начинают появляться фильмы, воплотившие в себя все черты, характерные для современного японского аниме.
Решающую роль в этом процессе сыграл Тэдзука Осаму. Он впервые предложил перейти от подражания «диснеевскому» стилю к производству сериалов и стал создателем первого сверхпопулярного аниме-сериала, известного как в Японии, так и на Западе — «Могучего Атома» ('Tetsuwan Atomu'), 1952-1968 год.
Помимо успеха сериалов, японская анимация этого периода в самобытной форме находит выражение и в полнометражных картинах. В частности это знаменитое полнометражное аниме «Летающий Корабль-призрак» ('Sora Tobu Yureisen'), 1969, Миядзаки Хаяо.
Одним из отличительных атрибутов японского аниме является диспропорция персонажей. Особенно заметны огромные глаза. Впервые этот элемент появился в манге для девочек. Их «изобретателем» считается все тот же Тэдзука Осаму. Впоследствии «большие глаза» завоевали себе место и в аниме, постепенно пробравшись во все его жанры.
Этот стиль получил развитие, дав начало новому способу визуального оформления аниме, также известному как «чиби» (chibi — гном, карлик, маленький человечек). Для персонажей, выполненных в этом стиле характерно наличие больших глаз, огромной головы и сильно уменьшенного тела. Также у них часто отсутствуют пальцы на руках.
В зависимости от целевой аудитории того или иного аниме, формируется подход к дизайну его персонажей.
Вопреки распространенному мнению, существует немало аниме, в которых персонажи выполнены реалистично.
В 90-тых значительную популярность начал приобретать новый стиль исполнения, в котором традиционная анимация сочетается с элементами компьютерной графики.
Наиболее известными образцами такого смешения являются сериал 'Last Exile’, римейк известного фильма 'Appleseed’ и совместный американо-японский проект 'Ghost in the Shell’.
Также как и вообще в мировой анимации, компьютерные технологии начинают использоваться при создании любого современного фильма в любом жанре аниме.