Принцесса Мононокэ
Страна: Япония
Год: 1997
Режиссёр: Миядзаки Хаяо
Автор оригинала: Миядзаки Хаяо
Жанр: анимэ фэнтези, приключения.
135 мин.
Рецензия:
© Анастасия Костромина, 2006.02.11
«Принцесса Мононокэ» – аниме Миядзаки, которое последовало после пятилетнего перерыва – именно столько мастер не радовал нас своими авторскими работами. Совсем не похожая на последние его творения и напоминающая «Навсикаю из Долины ветров», «Мононокэ» быстро и легко завоевала весь мир. Миядзаки затрагивает весьма актуальную проблему взаимоотношения Природы и Человечества, но использует для этого средневековую Японию и ожившие легенды. Его фильм вполне позволяет увидеть жесткое отношение к Природе, сложность выживания людей в борьбе друг с другом, вытекающие отсюда нравственные проблемы и простую историю любви двух главных героев.
Человек – вершина Природы. И в «Принцессе Мононокэ» это никоим образом не подвергается сомнению. Но вот только без подножия вершины не бывает…
В чем причина вражды, которая описывается в данном аниме? Хотя «вражда» – неправильное слово. Нет противостояния человечества и природы. Есть попытки выжить. Это не война. Люди сопереживают природе, она сопереживает людям. И самое важное в этом всем - сопереживание. Не сосуществование, не форма симбиоза. Человек – часть Природы, и как бы далеко он ни ушел от нее, корни не выбирают.
Вот только то самое «подножие» не всегда может принять свое новое положение. Долгое время иметь возможность решать свою судьбу и лишиться этой возможность – это ли не причина для гнева? Миядзаки рассказывает нам историю, где Духи Природы уступают человечеству право стоять у руля. Нелегко уступают, сопротивляясь… Как разрубить этот узел? Единственное решение – человеку быть благородным с теми, кто уступает ему, не умаляя их величия, а Духам – смириться с тем, что не им жить и идти дальше, что они – уходят в историю, а точнее – в легенды. Но и человек не стремится вести себя правильно, и Духи сражаются за себя.
Может природа мстить каждому человеку за зло, которое ей причинило человечество в общем? Может. Это легкий вопрос. А вот имеет ли она на это право? Это уже сложнее. Те, кто не смирился – должны умереть. Вот почему в «Принцессе Мононокэ» просто и легко жить вместе с людьми Хозяину Леса, и потому же надо умереть Духам-вепрям, воинственным и жестоким. Собираясь в стаи, объявляя войну, это гордые создания только приближают неминуемую гибель. Кто знает – идя на смерть, они, может, и имеют целью быстрее покончить с собственным вымиранием… Не все так просто, как кажется человечеству. Оно – слишком молодо, чтобы понимать и чувствовать Природу. И снисходительное отношение Духов к человечеству оправдано, не наоборот.
Рано или поздно, но все-таки люди победят. Это всего лишь вопрос времени. Только вот пока это время пройдет, сколькими жертвами достанется эта победа? Юный принц Аситака, один из главных героев, сражаясь за свой народ, был наказан за это умирающим Вепрем. Справедливо ли? Смотря как посмотреть… Нет абсолютной справедливости. А относительность вещь изменчивая. Как траектория зависит от точки отсчета, так и мнение о поступках героев данного аниме, их причинах и их адекватности зависит только от позиции смотрящего.
Еще одна героиня – сама принцесса Мононокэ, девушка, воспитанная волками и сражающаяся на стороне Природы. Она невольно становится козырной картой - человек, переступивший через интересы человечества. Она предательница? Да. Нет. В ней совсем нет того смирения, которое помогает Аситаке находить единственное верное решение в сложных ситуациях. Того смирения, которое способно прекратить бессмысленную вражду. Девушка знает, что борьба безнадежна, что заранее проиграна, но... Измени себя, и мир изменится. Помоги, пусть зря, как кажется, это уже не твоя вина. Где он, тот камешек, который сдвинет равновесие в чью-то пользу. Может, в твоей руке?
Помогает Аситака, закрывая Принцессу от людей, помогает Мононокэ, спасая Аситаку. Не стоит искать подвига во многом – все подвиги в малом, надо только это увидеть. Так Миядзаки намеками показывает нам истины, лежащие на поверхности и поэтому так трудно замечаемые, когда пытаются познать глубину.
Принц Аситака воспринимает проклятие как само собой разумеющееся. Вот кто смог бы найти равновесие в мире, где люди воюют с деревьями. Но он один. Принцесса по-юношески категорична: она хочет решить все сражением - от безысходности или от недальновидности... Она прекрасна в своих искренних порывах, но в них же жестока.
Помимо крайностей - принца, пострадавшего за людей, и принцессы, страдающей за Природу, нам показывают еще и многих других героев. Они обычны и жизненны. Они хотят жить и не хотят изменять убеждениям. Только вот нередко убеждения и жизнь не совмещаются в данном месте и в данное время. Миядзаки не идет легким путем. Добра нет, зла нет. Нет и персонажей, их олицетворяющих.
Есть, например, Госпожа Эбоси, желающая смерти Хозяину леса, а помимо этого желающая процветания своим людям. И она единственная, кто приютила больных проказой, дав им хорошую работу. Да, ее интересы не расходятся с интересами тех, за кого она в ответе. И нельзя выделить причину или следствие в данной взаимосвязи. Но... Она отвечает за тех, кто на нее надеется, она идет впереди, когда наступает необходимость в сражении. Она защищает свой дом. За это ей многое можно простить.
Священник, который многое сделал для того, чтобы Дух Леса все-таки лишился головы, просто глуп и корыстен. Он не смотрит в будущее, ему важно настоящее, в котором он есть. Таких людей много. И Миядзаки не рисует его в негативных тонах - мы сами решаем, как к нему относиться. Вот они - люди, с их слабостями и амбициями. Кто сказал, что Природа сражается с человеком? Или человек с Природой? Война - это дело людей. А средства они выбирают разные, даже если это и Хозяин леса.
И от противостояния Природы и человека нас уводят… К наивному и светлому чувству принца и принцессы. Как в сказке: они встретились, понравились друг другу, и будь иные обстоятельства... Иногда все сложные решения нечего не стоят рядом с простым. К тому же – Аситака ни на чьей стороне, он просто и гуманен, и природолюбив. Но, к сожалению, он – исключение, хотя должен быть нормой. А еще – к обычным людским проблемам, которые гораздо страшнее Природы, ибо это они толкают людей взять оружие.
Как относиться к простым людям, которые хотят выжить? Они не злы... В «Принцессе Мононокэ» нет простых вопросов и нет простых ответов. Нет даже сложных. В финале - хрупкое равновесие, которое в любой момент разрушится от дуновения ветра. И это настолько вписывается в сюжет, что не ждешь нечего иного.
Самое страшное, что изображено в данном аниме - это не гибель Хозяина леса от рук людей, не монах, который стремится к прибыли за счет страданий природы, не Духи, идущие на смерть, ибо в мире людей им нет места, и даже не падающие с веток малыши-духи, чья гибель показательна и ужасна. Самое страшное - это обыденность, приводящая к трагедии. И трагедия при таком раскладе становится обыденностью. И не научиться жить иначе: что-то неуловимо уходит из нашей жизни, а мы и не замечаем, ибо поздно замечать… В данной ситуации любая победа – поражение.
«Принцесса Мононокэ» красива не только сюжетом, но и графикой. Было ли у зрителей столько симпатии к Природе, не будь она так изображена? И было ли столько желания поражения госпоже Эбоси, не будь на ее красивом лице такой хищной улыбки?
Одно из самых красивых аниме Миядзаки. Лесные поляны, глубокие озера, мох на морщинистой коре и бабочки, опыляющие цветы. Белые волки - благородные и страшные звери, свирепые вепри, Хозяин леса - загадочный и непостижимый для людей. И с обычным качеством нарисованы персонажи. Прекрасная и деловая госпожа Эбоcи, госпожа и защитница. Наивная и решительная Мононокэ. Серьезный не по годам, но, тем не менее, юный Аситака.
Музыка создает настроение, подчеркивает важность происходящего, является фоном. Все обычные функции музыкального сопровождения соблюдены. Нельзя сказать, что музыка из «Принцессы Мононокэ» - нечто особенное, но она очень гармонирует с изображением и сюжетом. Что ж - это, наверное, норма для аниме Миядзаки. Этнические составляющие только добавляют очарования пусть и фоновым, но таким необходимым мелодиям.
Самое недетское творение Миядзаки. Недетское, ибо жестокое и очень жизненное. Сказке не осталось места в противостоянии Человека и Природы. Да и не будет в таком вопросе сказки никогда. А будет - жизнь, пронизанная легендами, которые, оживают, чтобы умереть навсегда под рукой человека... Или не умереть. Это – Вам решать!
Краткое содержание:
Средневековая Япония, середина XV века. В стране пылает междоусобная война. Молодой воин по имени Аситака из племени эмиси отправляется в лес великого божества Сисигами, чтобы очиститься от проклятия, перешедшее на него от обезумевшего Бога Кабанов. Произошло это, когда Аситака для спасения своей деревни вынужден был убить его. Необходимо торопиться, проклятье медленно, но верно убивает юного воина. На границе леса он находит поселение сталеваров, возглавляемое харизматичной Эбоси-годзэн. Вырубание леса для сталеваров – необходимый элемент производственного цикла. Им необходимо топливо. Благодаря производимому ими металлу и изготовляемому из него огнестрельному оружию они могут сохранить независимость от окружающих феодалов. Поселение Эбоси - прибежище прокаженных и беглых преступников. Людям противостоят разумные животные, населяющие леса, и их божества во главе с Богиней-волчицей и её воспитанницей - Сан, Принцессой-мононокэ ("мононокэ" по-японски - "разгневанный дух"). И те, и другие защищают свои интересы. И ни тем, ни другим просто некуда отступать. Третья сила в конфликте - шпионы императора, желающие использовать ситуацию, чтобы заполучить голову Сисигами, которая, по древней легенде, может дать бессмертие ее обладателю. Героизм и предательство, любовь и ненависть, извечная вражда и вновь зарождающееся доверие - в этом фильме есть всё.